Телефон на Кипре+357-24621001, +357-70007738
Телефон для России и стран СНГ+7499-3227896
Аренда недвижимости на Кипре. Продажа домов, вилл, апартаментов и квартир на Кипре от ИНТО Сервисес

Основы законодательства Кипра

Законодательство на Кипре


Правовая система Кипра основана на Британской системе из-за колониального наследия страны и сложилась в период британского колониального господства на острове (1878-1960). На формирование большинства отраслей права решающее влияние оказало английское право, многие правовые институты ничем не отличаются от английских. Система законов основана на Британском законодательстве, и все положения, регулирующие бизнес-сферу, и все процедуры основаны на Английском общем законе. Например, Закон о Компаниях смоделирован по подобию Акта о Компаниях Соединенного Королевства от 1948 года. Исключение составляют семейное и наследственное право, тесно связанное с религиозными нормами соответствующих общин. Большинство законов официально переведено на английский язык. При вступлении в ЕС, Кипр унифицировал свои законы и правила в соответствии с нормами Сообщества Европейских Государств.

В независимом Кипре складывается собственное прецедентное право. Ни гражданское, ни торговое право не кодифицировано. Наряду с судебными прецедентами действует значительное количество законов, часть из которых была принята еще до объявления независимости. В то же время по сравнению с собственно английским правом можно говорить о кодификации отдельных гражданско-правовых институтов в Республике Кипр.

В семейном праве и некоторых вопросах личного статуса доминирующая роль была сохранена за религиозным правом (соответственно церковное право у греческой общины и мусульманское - у турецкой). Именно поэтому единого семейного права на Кипре не существует. Каждая община (греки, армяне, марониты, турки) руководствуется собственными религиозно-правовыми нормами. Согласно ст.111 Конституции Кипра любой вопрос, касающийся помолвки, брака, развода, ничтожности брака, судебного разделения или реституции супружеских прав или семейных отношений, должен регулироваться применявшимся на 1960 г. правом Греческой православной церкви или соответственно церкви другой религиозной группы и должен быть подсуден судам такой церкви. Более того, Конституция запрещает законодательным властям вторгаться в указанную сферу.

До 1990-х гг. браки греков-киприотов могли заключаться в религиозной форме, что соответствовало традиции. В настоящее время для действительности брака требуется его гражданская регистрация. Светский брак расторгнуть значительно легче, чем церковный - специальный семейный суд, тоже появившийся на Кипре совсем недавно, разводит обычно через 2 года (церковный развод занимает 7, 10 и более лет). Причем для государства светского развода достаточно - человек после него считается свободным, даже если церковный брак не расторгнут. Религиозный развод при отсутствии светского официально не прекращает брака. Вследствие противоречия нового брачного законодательства старым традициям на Кипре распространено фактическое двоебрачие.

В стране нет единого кодекса регулирования иностранных инвестиций, но существует целый ряд законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности иностранных, а также местных предпринимателей. В 1990-е гг. власти Республики Кипр прилагают усилия для гармонизации экономического права страны с законодательством Европейского Союза, в который Кипр должен был вступить в 2004 г. В частности, была значительно усилена правовая защита потребителей (в 1994 г. принят Закон о безопасности потребительских продуктов).

Современное уголовное право Кипра основано на английском общем праве. В стране действует УК, следующий типовой модели колониального Уголовного кодекса, разработанного в 1920-хгг.

Судебное разбирательство основано на английском общем праве. Обычно дела рассматриваются профессиональными судьями, однако по ходатайству обвиняемого он может предстать перед судом присяжных.

Все апелляции поступают в Верховный суд и рассматриваются там как минимум тремя из его членов. Верховный суд может увеличить, уменьшить размер наказания или изменить его вид, вынести вместо обвинительного приговора оправдательный или наоборот, а также направить дело в нижестоящий суд на новое рассмотрение. Верховный суд состоит из 13 членов, назначаемых Президентом Республики. Это высшая апелляционная инстанция в стране. Верховный суд назначает судей нижестоящих судов и решает все вопросы, связанные с их профессиональным продвижением, дисциплинарной ответственностью, увольнением и т.д.

Гражданские дела и незначительные преступления, влекущие наказания до 3 лет заключения или до 500 фунтов штрафа, рассматриваются в окружных судах (District Courts). В юрисдикцию судов ассизов (Assize Courts) входят более серьезные дела. В Республике Кипр нет никаких судов, рассматривающих особые категории уголовных дел (например, связанных с государственной безопасностью). Однако есть специальные суды по рассмотрению некоторых не уголовных дел: Суд трудовых споров, Суд рентного контроля и Семейный суд. Эти суды осуществляют исключительную юрисдикцию в соответствующих вопросах, их решения могут быть обжалованы только с точки зрения права в Верховный суд.

Законодательная власть принадлежит Палате Представителей, состоящей из 56 избранных членов, которые имеют соответствующие полномочия в течение 5 лет. Генеральный атторней Республики Кипр выступает в качестве главного юридического советника Президента Республики и Совета министров и одновременно является директором департамента публичных преследований.

Современное уголовное право Кипра также основано на английском общем праве. В стране действует УК, следующий типовой модели колониального Уголовного кодекса, разработанного в 1920-хгг. Министерством колоний Великобритании на основе УК Квинсленда 1899г.и УК Нигерии 1916 г. Ответственность за преступления военнослужащих предусмотрена в отдельном Кодексе о воинских преступлениях. Минимальный возраст уголовной ответственности на Кипре - 12 лет. В полном объеме уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет. Наказания включают пожизненное заключение, заключение на срок, порку и штраф. Однако на практике порка не применяется. 19 января 2000 г. Кипр ратифицировал Протокол N 6 к Европейской конвенции по правам человека, обязывающий государство удалить смертную казнь из своего законодательства. Последняя смертная казнь имела место в 1962 г.


Уголовный кодекс сохраняет смертную казнь за измену (ст.36), подстрекательство к вторжению (ст.37) и морской разбой с применением насилия (ст.69). Некоторые преступления против государства наказываются смертной казнью по Кодексу о воинских преступлениях. 15 декабря 1983 г. Совет министров проголосовал за отмену смертной казни за умышленное убийство и замену ее пожизненным лишением свободы (Закон о внесении изменений в Уголовный кодекс 1983 г.). Смертные приговоры за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, могут быть вынесены судом ассизов, а военным судом - за преступления по Кодексу о воинских преступлениях.
Карательная политика в Республике Кипр вообще отличается исключительной мягкостью. Длительные сроки заключения крайне редки, многие из них укорачиваются в результате помилования и условно-досрочного освобождения. Абсолютное большинство наказаний составляют штрафы. Уголовный процесс на Кипре в основном следует английской модели. Основным источником уголовно-процессуального права является УПК (глава 155 Статутного права).


Дела расследуются полицией, служба публичного обвинения никаких следственных действий не выполняет. Значительный процент всех судебных преследований осуществляются исключительно по инициативе частных лиц.

По кипрскому законодательству никто не может быть задержан более чем на 1 день без решения суда. Максимальный период задержания (до предъявления обвинения) не может превышать 10 дней. Адвокаты имеют свободный доступ к задержанным лицам. Дела о преступлениях, наказуемых заключением не более 3 лет или штрафом не более чем в 500 фунтов, подсудны окружным судам, а более серьезные дела - судам ассизов. Окружные суды заседают постоянно и состоят из 1 судьи каждый. Дела в них рассматриваются в порядке суммарного производства непосредственно после проведения предварительного расследования. Суды ассизов проводят свои сессии 3 раза в год в каждом судебном округе, каждый из них состоит из 3 судей, отобранных из судей окружных судов. По итогам предварительного следствия суды ассизов рассматривают вопрос о предании обвиняемого суду. Судебное разбирательство основано на английском общем праве. Обычно дела рассматриваются профессиональными судьями, однако по ходатайству обвиняемого он может предстать перед судом присяжных.


В течение 10 дней после объявления приговора обе стороны процесса могут подать апелляционную жалобу (если наказанием является заключение или штраф более 200 фунтов). Все апелляции поступают в Верховный суд и рассматриваются там как минимум тремя из его членов. Верховный суд может увеличить, уменьшить размер наказания или изменить его вид, вынести вместо обвинительного приговора оправдательный или наоборот, а также направить дело в нижестоящий суд на новое рассмотрение.

Вы можете оформить заявку на покупку,
продажу, аренду объекта недвижимости,
или просто задать интересующий Вас вопрос.
Сотрудники нашей компании ответят Вам
в кратчайшие сроки.

Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
для обсуждения деталей заявки.